Главная задача — найти ответ на вопрос, насколько будет востребован новый бизнес в выбранной нише.
Поиск информации об общих показателях рынка, особенностях спроса.
Начать лучше со сбора информации. Данные по объему рынка можно попробовать поискать в данных Росстата или открытых маркетинговых исследованиях. В книге «Маркетинговое планирование: Российская практика» для ориентировочной оценки рынка предлагается отталкиваться от норм потребления. Нужно умножить численность целевой аудитории в регионе на максимальный уровень потребления и среднюю стоимость одной единицы продукции. Первый показатель можно найти на сайте Росстата, второй — в отраслевых публикациях или соцопросах, третий — вычислить самостоятельно на основе рыночных цен. Показатели за последние годы позволят оценить перспективы рынка. Релевантная выборка периода – 5 лет. Перспективность рынка поможет оценить и SWOT-таблица, где в четырех квадратах расписываются сильные и слабые стороны, угрозы и возможности.
Целевая аудитория
Для любого бизнеса важно знать и понимать своего покупателя. В начале составляется портрет клиента, а лучше несколько и прописываются его потребности и как продукт будет их закрывать. Ответьте себе на вопрос - почему должны купить именно у вас? Социальные сети и поисковые системы также помогут оценить размер целевой аудитории: дать информацию по количеству запросов, количеству людей определенного пола и возраста в конкретном регионе.
Конкурентный анализ
Анализ конкурентов может дать очень много идей для внедрения. Количество конкурентов (достаточно взять ~15 ), их ассортимент, цены, сильные и слабые стороны, как себя позиционируют и через какие каналы продвигаются - основной список вопросов для понимания конкуренции в нише. Для наглядности полученные данные можно занеси в таблицу и провести сравнительный анализ. Также можно воспользоваться сервисами 2ГИС, Яндекс.Карты и данными Росстата.
Существует множество онлайн-сервисов, которые помогут оценить представленность конкурентов в интернете. Например:
- SEMRush;
- Spywords;
- Serpstat;
- SimilarWeb и другие.
Эта работа позволит выявить сильных игроков и позаимствовать лучшие практики.
Анализ внешних факторов
Очень важно оценить и внешние факторы. Что может повлиять на рынок в сфере: пандемия, сезон отпусков, санкции, падение рубля, инновации?
PEST-анализ покажет только влияние внешней среды в разрезе политических, экономических, социальных и технологических факторов.
Для свода всей аналитики и наглядности данных рекомендуем пользоваться майнд-картами, графиками, диаграммами и таблицами.
Выводы
Даже такая тщательная подготовка не дает гарантий в успешной реализации бизнеса. Но поможет исключить заведомо проигрышную бизнес-идею, а для перспективных проектов – понять сильные и слабые стороны, сэкономив деньги и время.
Если ты предприниматель и хочешь повысить шансы на успех своей компании и максимально снизить риски – воспользуйся опытом и знаниями наших бизнес-наставников, подай заявку на сайте Фонда поддержки начинающих предпринимателей “АГАТ”!